ТЕХНОЛОГИЯ НЕЙРОМОДУЛЯЦИЯ
Для успешного развития в современном обществе человеку необходим целый спектр разнообразных компетенций, которые необходимо формировать с детского возраста путем непрерывных упорных занятий и тренировок. Прогресс когнитивного развития при этом определяется не только усилиями родителей и упорством ребенка, но также врожденными способностями и личностными особенностями. Применение нейромодуляции позволяет усилить использование ресурсов головного мозга и обеспечить условия для его ускоренного развития - освоения новых навыков.
Нейромодуляция – это аппаратный способ управления пластичностью мозга. Под пластичностью понимают совокупность нейрофизиологических процессов, которые создают условия для полноценного развития всех психических способностей: речи, памяти, внимания, эмоций, мышления, интеллекта и сложных навыков. Относительно недавно, благодаря достижениям Российских и зарубежных ученых была создана технология неинвазивной стимуляции головного мозга. Одной из аппаратных реализаций такой технологи является аппарат «СИМПАТОКОР» [1]. Аппарат разрабатывался отечественными учеными с 1990-х годов. В результате экспериментальных и клинических исследований он прошел серию модификаций.
ЭФФЕКТЫ НЕЙРОМОДУЛЯЦИИ
Разработано несколько режимов воздействия аппарата. В первом режиме воздействие оказывается на ганглии симпатического ствола, которые контролируют тонус артерий, кровоснабжающих головной мозг. Воздействие приводит к расширению артерий и увеличению притока крови к мозгу. Улучшается питание проблемных зон, ускоряется выведение токсичных продуктов обмена. Так реализуется нейрометаболический эффект нейромодуляции[2].
Во втором режиме под воздействием оказывается блуждающий нерв, который связан со стволом мозга и его энергетическим обеспечением. За счет прямой стимуляции ассоциированных ядер блуждающего нерва происходит выброс нейротрансмиттеров, что оказывает антидепрессивный эффект [3]. Высокоактивные ядра блуждающего нерва способны подавлять эпилептиформную активность в различных областях головного мозга [2]. Так, проявляется противоэпилептический эффект.
В третьем режиме воздействие идет сразу на несколько структур: шейное сплетение спинномозговых нервов, ветви языкоглоточного, добавочного и блуждающего нервов. Так производится глубокая стимуляция ствола мозга, которая сопровождается выработкой нейротрофических факторов, стимулирующих формирование новых внутримозговых связей [4]. Так реализуется нейропалстический эффект нейромодуляции. При определенных условиях этот эффект позволяет ускорить развитее любых навыков: речь, внимание, память, тонкая моторика и др.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОМОДУЛЯЦИИ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Ребенок с СДВГ выглядит сверхподвижным и быстро переключаемым, но при этом – моторно неловким, невнимательным, импульсивным и несчастным. Эти симптомы обусловлены нарушением фронто-стриарно-мозжечковых связей в головном мозге. Подключение курсов нейромодуляции совместно с фармакотерапией позволяет в кратчайшие сроки восстановить нарушенные внутримозговые связи, улучшить контроль над импульсивностью и активностью внимания, что обеспечивает условия для успешной учебы и стабильного настроения[4].
Аутизм
Аутизмом обозначается целый спектр симптомов – от легкой заторможенности до полного отказа от общения. Такой ребенок всегда одинок, не проявляет интереса к сверстникам, не интересуется игрушками. Поведение носит стереотипный и бесцельный характер. Периодически случается возбуждение с агрессивными действиями и неадекватным поведением. Обращение к разным специалистам и множественные обследования не приводят ни к улучшению состояния, ни к пониманию причин заболевания. Причиной аутистического рисунка поведения является целый ряд заболеваний (эпилепсия, шизофрения, олигофрения, органическое поражение головного мозга, генетические аномалии, и др.). Во всех случаях нарушается формирование связей в коре головного мозга, обеспечивающие развитие навыков, эмоций и устойчивого интереса к окружающему. Назначение медикаментозной терапии в сочетании с курсами нейромодуляции, специальными развивающими тренингами позволит сформировать необходимые внутримозговые связи в головном мозге, восстановить интерес к общению и познанию.
Задержка психического развития
Родители часто рассказывают о том, как после стресса (испуг, болезнь, прививка) у ребенка утрачиваются ранее приобретенные навыки, пропадает познавательный интерес, появляется заикание, тики, энурез. Посещение психолога или парамедицинских специалистов не приводит к значимому результату. Источником проблемы является изначальная патологии головного мозга, ставшая почвой для высокой стресс-уязвимости ребенка. Назначение специфической медикаментозной терапии в сочетании с курсами нейромодуляции может помочь восстановить повреждения в головном мозге и вернуть утраченные навыки.
Нарушение школьных навыков
Плохие оценки и отставание от школьной программы часто связано с нарушением развития школьных навыков. Проблема кроется в органическом поражении участков коры головного мозга, отвечающих за функционирование речи, внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, слухоречевой памяти и зрительно-моторной координации. Применение курсов нейромодуляции совместно с нейропсихологическими тренингами помогает восстановить нарушенные базовые психические функции, обеспечивая условия для развития школьных навыков[5].
Психосоматические заболевания
Гипоксическое повреждения подкорковых структур головного мозга на ранних этапах развития ребенка зачастую приводит к нарушению процессов автономной (вегетативной) регуляции соматических функций. Иными словами, организма не может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. В результате ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет проблемы с пищеварением, страдает от аллергий. С возрастом развиваются такие грозные заболевания, как атопический дерматит, бронхиальная астма, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь и другие. Регулярные курсы нейромодуляции помогают эффективно справиться с симптомами подобных психосоматических расстройств за счет восстановления функционирования центральных систем автономной регуляции организма[6].
Травма головного мозга
Травма головного мозга особенно опасна в молодом возрасте, так как приводит к ухудшению скорости реакций, рабочей памяти и интеллекта в целом. Такие люди становятся раздражительными, впадают в депрессию и склонны к зависимостям. Применение нейромодуляции в течение десяти дней в сочетании с фармакотерапией и нейропсихологическими тренингами позволяет активировать ресурсы головного мозга и запустить процессы восстановления нарушенных функций. Ощутимые результаты достигаются уже в течение первого месяца лечебного процесса[7].
Паническое расстройство
Эпидемия панического расстройства захлестывает крупные города всего Мира. Внезапный приступ страха с яркими вегетативными нарушениями (сердцебиение, одышка, потливость, покраснение лица, ком в горле, спазм кишечника) дезадаптирует человека, не позволяя работать, передвигаться на транспорте или пребывать в общественно месте. Курс нейромодуляции в течение десяти дней в сочетании с медикаментозной поддержкой и техниками медитации / аутотренинга позволяет снизить уровень тревоги вплоть до полного излечения в течение трех месяцев лечебного процесса[8].
Нейросенсорная тугоухость
Повреждение слухового аппарата человека в настоящее время является распространенным явлением. При этом снижение слуховой функции происходит постепенно и незаметно для пациента, приводя к существенной потере слуха. Особенно страдает понимания речи. Это заболевание с трудом поддается лечению медикаментозными средствами. Так как его основной является снижение активности работы слуховых центров в коре головного мозга. Сегодня разработаны специальные методы нейромодуляции для воздействия на поврежденные нервные структуры и активацию слуховой коры. Проводимая таким образом слуховая нейрореабилитация позволяет в кротчайшие сроки задействовать все нейрональный ресурсы для восстановления поврежденной слуховой функции.
Тиннитус
Интенсивное воздействие на слуховую систему, травмы и сосудистые заболевания могут привести к развитию серьезного симптома – «шум в ушах». От этого заболевания страдает до 15% людей в развитых странах. Причины болезни связывают с нарушением функционирования слуховых нейрональных центров. Симптом практически не поддается медикаментозному лечению, поэтому пациентам предлагают отвлекающею терапию. Однако, современный метод нейромодуляции способен значительно уменьшить проявление тиннитуса за счет прямого воздействия на функциональную активность слуховых зон центральной нервной системы.
Вестибулярные нарушения
Нарушение способности поддерживать равновесие своего тела является чрезвычайно неблагоприятным симптомом, значительно ограничивающим передвижение пациента, является самой частой причиной падения и переломов у пожилых. Нарушение функции равновесия часто является следствием инсультов, травм, сосудистых и атрофических заболеваний центральной нервной системы. Восстановление вестибулярной функции является трудоемкой задачей комплексной терапии и реабилитации с учетом основного заболевания. Включение курсов нейромодуляции с тренингами равновесия значительно повышает шанс на восстановление функции баланса и возврат к активной жизни в обществе.
Вегетососудистая дистония
Нестабильность артериального давления и пульса, повышенная потливость, периодические головные боли и головокружения, перепады настроения, чувство тревоги и раздражительность часто называют синдромом вегетососудистой дистонии. Который часто встречается у молодых людей. Причин ВСД огромное множество. А механизм развития связан с нарушением в работе вегетативных нейрональных структур в центральной нервной системе. Наиболее эффективными медикаментозными средствами считаются анксиолитики или транквилизаторы, подавляющие также психические и интеллектуальные способности. В нашей клинике разработан уникальный метод нейромодуляции, воздействующий непосредственно на центры вегетативной регуляции, восстанавливая их нормальную работу. В результате безмедикаментозным способом можно добиться полного устранения всех симптомов ВСД.
Консультации и лечение проводит -
Петренко Тимур Сергеевич – кандидат медицинских наук, доцент. Имеет многолетний опыт работы с детьми. Автор аппаратных методик по коррекции нарушений неврологической и психоэмоциональной сферы.
Нейромодуляция – это аппаратный способ управления пластичностью мозга. Под пластичностью понимают совокупность нейрофизиологических процессов, которые создают условия для полноценного развития всех психических способностей: речи, памяти, внимания, эмоций, мышления, интеллекта и сложных навыков. Относительно недавно, благодаря достижениям Российских и зарубежных ученых была создана технология неинвазивной стимуляции головного мозга. Одной из аппаратных реализаций такой технологи является аппарат «СИМПАТОКОР» [1]. Аппарат разрабатывался отечественными учеными с 1990-х годов. В результате экспериментальных и клинических исследований он прошел серию модификаций.
ЭФФЕКТЫ НЕЙРОМОДУЛЯЦИИ
Разработано несколько режимов воздействия аппарата. В первом режиме воздействие оказывается на ганглии симпатического ствола, которые контролируют тонус артерий, кровоснабжающих головной мозг. Воздействие приводит к расширению артерий и увеличению притока крови к мозгу. Улучшается питание проблемных зон, ускоряется выведение токсичных продуктов обмена. Так реализуется нейрометаболический эффект нейромодуляции[2].
Во втором режиме под воздействием оказывается блуждающий нерв, который связан со стволом мозга и его энергетическим обеспечением. За счет прямой стимуляции ассоциированных ядер блуждающего нерва происходит выброс нейротрансмиттеров, что оказывает антидепрессивный эффект [3]. Высокоактивные ядра блуждающего нерва способны подавлять эпилептиформную активность в различных областях головного мозга [2]. Так, проявляется противоэпилептический эффект.
В третьем режиме воздействие идет сразу на несколько структур: шейное сплетение спинномозговых нервов, ветви языкоглоточного, добавочного и блуждающего нервов. Так производится глубокая стимуляция ствола мозга, которая сопровождается выработкой нейротрофических факторов, стимулирующих формирование новых внутримозговых связей [4]. Так реализуется нейропалстический эффект нейромодуляции. При определенных условиях этот эффект позволяет ускорить развитее любых навыков: речь, внимание, память, тонкая моторика и др.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОМОДУЛЯЦИИ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Ребенок с СДВГ выглядит сверхподвижным и быстро переключаемым, но при этом – моторно неловким, невнимательным, импульсивным и несчастным. Эти симптомы обусловлены нарушением фронто-стриарно-мозжечковых связей в головном мозге. Подключение курсов нейромодуляции совместно с фармакотерапией позволяет в кратчайшие сроки восстановить нарушенные внутримозговые связи, улучшить контроль над импульсивностью и активностью внимания, что обеспечивает условия для успешной учебы и стабильного настроения[4].
Аутизм
Аутизмом обозначается целый спектр симптомов – от легкой заторможенности до полного отказа от общения. Такой ребенок всегда одинок, не проявляет интереса к сверстникам, не интересуется игрушками. Поведение носит стереотипный и бесцельный характер. Периодически случается возбуждение с агрессивными действиями и неадекватным поведением. Обращение к разным специалистам и множественные обследования не приводят ни к улучшению состояния, ни к пониманию причин заболевания. Причиной аутистического рисунка поведения является целый ряд заболеваний (эпилепсия, шизофрения, олигофрения, органическое поражение головного мозга, генетические аномалии, и др.). Во всех случаях нарушается формирование связей в коре головного мозга, обеспечивающие развитие навыков, эмоций и устойчивого интереса к окружающему. Назначение медикаментозной терапии в сочетании с курсами нейромодуляции, специальными развивающими тренингами позволит сформировать необходимые внутримозговые связи в головном мозге, восстановить интерес к общению и познанию.
Задержка психического развития
Родители часто рассказывают о том, как после стресса (испуг, болезнь, прививка) у ребенка утрачиваются ранее приобретенные навыки, пропадает познавательный интерес, появляется заикание, тики, энурез. Посещение психолога или парамедицинских специалистов не приводит к значимому результату. Источником проблемы является изначальная патологии головного мозга, ставшая почвой для высокой стресс-уязвимости ребенка. Назначение специфической медикаментозной терапии в сочетании с курсами нейромодуляции может помочь восстановить повреждения в головном мозге и вернуть утраченные навыки.
Нарушение школьных навыков
Плохие оценки и отставание от школьной программы часто связано с нарушением развития школьных навыков. Проблема кроется в органическом поражении участков коры головного мозга, отвечающих за функционирование речи, внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, слухоречевой памяти и зрительно-моторной координации. Применение курсов нейромодуляции совместно с нейропсихологическими тренингами помогает восстановить нарушенные базовые психические функции, обеспечивая условия для развития школьных навыков[5].
Психосоматические заболевания
Гипоксическое повреждения подкорковых структур головного мозга на ранних этапах развития ребенка зачастую приводит к нарушению процессов автономной (вегетативной) регуляции соматических функций. Иными словами, организма не может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. В результате ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет проблемы с пищеварением, страдает от аллергий. С возрастом развиваются такие грозные заболевания, как атопический дерматит, бронхиальная астма, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь и другие. Регулярные курсы нейромодуляции помогают эффективно справиться с симптомами подобных психосоматических расстройств за счет восстановления функционирования центральных систем автономной регуляции организма[6].
Травма головного мозга
Травма головного мозга особенно опасна в молодом возрасте, так как приводит к ухудшению скорости реакций, рабочей памяти и интеллекта в целом. Такие люди становятся раздражительными, впадают в депрессию и склонны к зависимостям. Применение нейромодуляции в течение десяти дней в сочетании с фармакотерапией и нейропсихологическими тренингами позволяет активировать ресурсы головного мозга и запустить процессы восстановления нарушенных функций. Ощутимые результаты достигаются уже в течение первого месяца лечебного процесса[7].
Паническое расстройство
Эпидемия панического расстройства захлестывает крупные города всего Мира. Внезапный приступ страха с яркими вегетативными нарушениями (сердцебиение, одышка, потливость, покраснение лица, ком в горле, спазм кишечника) дезадаптирует человека, не позволяя работать, передвигаться на транспорте или пребывать в общественно месте. Курс нейромодуляции в течение десяти дней в сочетании с медикаментозной поддержкой и техниками медитации / аутотренинга позволяет снизить уровень тревоги вплоть до полного излечения в течение трех месяцев лечебного процесса[8].
Нейросенсорная тугоухость
Повреждение слухового аппарата человека в настоящее время является распространенным явлением. При этом снижение слуховой функции происходит постепенно и незаметно для пациента, приводя к существенной потере слуха. Особенно страдает понимания речи. Это заболевание с трудом поддается лечению медикаментозными средствами. Так как его основной является снижение активности работы слуховых центров в коре головного мозга. Сегодня разработаны специальные методы нейромодуляции для воздействия на поврежденные нервные структуры и активацию слуховой коры. Проводимая таким образом слуховая нейрореабилитация позволяет в кротчайшие сроки задействовать все нейрональный ресурсы для восстановления поврежденной слуховой функции.
Тиннитус
Интенсивное воздействие на слуховую систему, травмы и сосудистые заболевания могут привести к развитию серьезного симптома – «шум в ушах». От этого заболевания страдает до 15% людей в развитых странах. Причины болезни связывают с нарушением функционирования слуховых нейрональных центров. Симптом практически не поддается медикаментозному лечению, поэтому пациентам предлагают отвлекающею терапию. Однако, современный метод нейромодуляции способен значительно уменьшить проявление тиннитуса за счет прямого воздействия на функциональную активность слуховых зон центральной нервной системы.
Вестибулярные нарушения
Нарушение способности поддерживать равновесие своего тела является чрезвычайно неблагоприятным симптомом, значительно ограничивающим передвижение пациента, является самой частой причиной падения и переломов у пожилых. Нарушение функции равновесия часто является следствием инсультов, травм, сосудистых и атрофических заболеваний центральной нервной системы. Восстановление вестибулярной функции является трудоемкой задачей комплексной терапии и реабилитации с учетом основного заболевания. Включение курсов нейромодуляции с тренингами равновесия значительно повышает шанс на восстановление функции баланса и возврат к активной жизни в обществе.
Вегетососудистая дистония
Нестабильность артериального давления и пульса, повышенная потливость, периодические головные боли и головокружения, перепады настроения, чувство тревоги и раздражительность часто называют синдромом вегетососудистой дистонии. Который часто встречается у молодых людей. Причин ВСД огромное множество. А механизм развития связан с нарушением в работе вегетативных нейрональных структур в центральной нервной системе. Наиболее эффективными медикаментозными средствами считаются анксиолитики или транквилизаторы, подавляющие также психические и интеллектуальные способности. В нашей клинике разработан уникальный метод нейромодуляции, воздействующий непосредственно на центры вегетативной регуляции, восстанавливая их нормальную работу. В результате безмедикаментозным способом можно добиться полного устранения всех симптомов ВСД.
Консультации и лечение проводит -
Петренко Тимур Сергеевич – кандидат медицинских наук, доцент. Имеет многолетний опыт работы с детьми. Автор аппаратных методик по коррекции нарушений неврологической и психоэмоциональной сферы.
[1] Патент РФ №2653681, РУ ФСР 2007/00757
[2] Kublanov V.S. et al. On the innovative capabilities of the «SYMPHATOCOR-01» device in neurology for functional disorders of the autonomic and central nervous system // Kremlin Medicine. Clinical Herald. 2010(4). P.60-64.
[3] Kublanov V.S., Petrenko T.S. The effect of multichannel neuoelectrostimulation of the nerve structures of the neck on brain connectivity in patients with depressive disorder // Journal of Neurology and Psychiatry by S.S. Korsakov. 2019(9). P.112-119.
[4] Petrenko T.S., Kublanov V.S. Application of the non-invasive adaptive neuro-electrostimulation device for treatment of cognitive impairment in the model of attention deficit hyperactivity disorder. // Psychopathology and Addiction Medicine. 2016(2). P.67–72.
[5] Petrenko T.S., The role of neuroplasticity in the treatment of cognitive impairments by means multifactor neuro-electrostimulation of the segmental level of the autonomic nervous system. // European Psychiatry Journal. 2017(41). P.S770
[6] Petrenko T.S. The effect of non-invasive stimulation of the autonomic nervous system in children with psychosomatic disorders. // European Psychiatry Journal. 2019(56). P.S226.
[7] Petrenko T.S., Fedotovskikh A.V. Possibilities of neurostimulation in the treatment of amnestic syndrome. // Journal of Neurology and Psychiatry by S.S. Korsakov. 2018 (1). P.46-53.
[8] Petrenko T.S., Shalyagin M.A. Efficacy of multichannel electrical stimulation of neck nervous structure in patients with panic disorders // European Psychiatry Journal. 2018(48). P.S243.